Обзор клинических случаев

Психология » Роль мотивации в психотерапевтическом процессе » Обзор клинических случаев

Страница 2

Случай 1.

Пациентка приходит к психотерапевту с жалобами на отношения с матерью:

«…Мне бы хотелось немного прояснить взаимоотношения с мамой. Меня волнуют наши взаимоотношения, которые где-то с подросткового возраста стали портиться, так вот до сих пор они у нас не очень удовлетворительные. Меня это напрягает! Мне бы хотелось выяснить… Мне бы хотелось найти модель поведения… ммм… для себя найти… чтобы эти отношения были более гармоничными, что ли. Меня напрягают эти отношения, которые сейчас у нас…» (см. приложение №1)

В данном случае, мы наблюдаем, мотивы выполняют разнообразные функции, которые реализуются в поведении клиентки:

- ориентирующая, когда мотив направляет поведение клиентки в ситуации выбора вариантов поведения,

- смыслообразующая, когда мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения клиентки, выявляя его личностный смысл,

- мобилизующая, когда мотив мобилизует силы клиентки для реализации значимых для него видов деятельности.

В целом, в силу развитых навыков рефлексии и высокой мотивации к терапии, пациентка способна максимально использовать собственные возможности обращения к «наблюдающему Эго», стараясь отслеживать с позиции наблюдателя собственные мало рациональные, глубинные, интимные эмоциональные реакции, как в процессе терапии, так и в жизни между сессиями.

Проблема пациентки, ставшая основанием ее запроса (сложность отношений с мамой), а также связь ее с базовой проблемой отношений с матерью определенно была Эго-дистонной в основном в силу своей необъяснимости и трудности установления в ней причинно-следственных связей (рационализации).

Таким образом, Эго-дистонность основной проблемы пациентки является одним из прогностически позитивных признаков в отношении эффективности терапии. Сформированные навыки самоанализа и рефлексии пациентки, развитость вторичного процесса оценены как показания к проведению психотерапии в русле глубинного анализа. Определенный опыт представления образов, достаточный уровень развития воображения и нормальная память определили выбор кататимно-имагинативной терапии как основного метода психотерапии для пациентки.

Мотивационные тенденции являются сложными по составу. В них входят: постоянные личностные диспозиции - мотивы; ситуативные непосредственные детерминанты поведения - ожидание или вероятность и субъективная побудительная ценность будущего успеха или неудачи

Человеческая активность в мотивации к психотерапии, понимается не как менталистический процесс выбора, а как деятельность, для которой характерна целенаправленность. Действующая и мыслящая личность не производит перебор альтернатив, а осуществляет деятельность в системе определенных социальных отношений и во взаимодействии с другими людьми (в данном случае с психотерапевтом).

Случай 2.

Пациентка приходит к психотерапевту с жалобами на своего 10 летнего сына. «… Добрый день, у меня проблемы с 10 летним сыном, он совсем меня не слушается, я его наказываю, он ничего не понимает… очень плохо учится…»(см. Приложение №2)

В данном случае, мы можем определить мотивационную направленность как такую метапотребность, удовлетворение которой становится основной формой существования личности. Индивид на длительный период добровольно подчиняет свое поведение метапотребности. Удовлетворение других, низших, потребностей выполняется в минимально необходимом объеме. Если остальные потребности не удовлетворяются даже в минимальной степени, то относительно сбалансированный индивид решает указанные проблемы в самом малом объеме и возвращается к ведущей метапотребности. Однако, метапотребность как направленность является в поведении личности ведущей.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Особенности формировании ценностных ориентаций старшеклассников
Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников. ...

Гармоничные отношения с родителями и другими взрослыми людьми как один из факторов нормального развития личности подростка
Хорошо известен тот факт, что ведущую роль в подростковом возрасте играют отношения со сверстниками. В этом проявляются глубинные потребности подростка в развертывании социально-нравственных связей. В общении с ровесниками у подростков фо ...

Темперамент и свойства человека
Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических трениров ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта