Результат, удовлетворяющий потребность
Обучение, как категория педагогической науки, и процесс обучения, или как его еще называют — дидактический процесс — понятия не тождественны, не синонимы. Процесс — это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Его можно представить следующей формулой, предложенной В.П. Бесиалько:
ДП = М Аф Ау,
где ДП — дидактический процесс, М — мотивация учащихся к учению; Аф — алгоритм функционирования (учебно-познавательная деятельность ученика); Ау — алгоритм управления (деятельность учителя по управлению учением).
Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ— чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели начатки трудовых и профессиональных навыков;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ— чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй. Следовательно, главная цель образования — вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать свой человеческий потенциал. Другими двумя показателями развития циклов учебного процесса выступают средства обучения и его результативность как целостной динамической (деятельностной) системы.
Назвав эти показатели системы обучения, мы сразу наталкиваемся на целый ряд вопросов, а именно: что же это за система? Какие функции она выполняет? Из чего она состоит; из каких элементов? Ответы на эти вопросы дают нам возможность понять саму природу процесса обучения.
Информация по теме:
Предмет физиологии высшей нервной деятельности
Физиология высшей нервной деятельности располагается на стыке биологии, психологии, медицины, педагогики, ветеринарии и зоологии. Она изучает нервные механизмы сложного поведения животных и мыслительной активности человека, относящиеся к ...
Сущность педагогической деятельности
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:
1. Мотивация;
2. Педагогические цели и задачи;
3. Предмет педагогической деятельности;
4. Педагогические средства и способы решения поставленных зад ...
Теория структурного баланса Фрица Хайдера
Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии. Один из исходных т ...