Другим важным условием стрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация — либо личностно-карьеровая («на себя»), либо социально-профессиональная («на дело»). Показано, что доминирование личных, в том числе и карьерных мотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связанных с профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса — так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае дольше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это — и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя — вообще единственно приемлем.
Существуют также и наиболее общие — личностные различия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов:
· рационализировать свой рабочий день;
· планировать работу по своим возможностям;
· чередовать тактики выполнения работы;
· разгружать себя, делегируя полномочия;
· никогда не брать работу на дом;
· не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;
· всегда быть готовым к неожиданностям;
· бросить курить;
· уделять внимание спорту и физкультуре;
· находить новые увлечения;
· ходить на работу пешком;
· чаще покидать свой кабинет;
· делать паузы в работе;
Информация по теме:
Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого
рода
Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перес ...
Теория структурного баланса Фрица Хайдера
Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии. Один из исходных т ...
Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного
возраста с легкой степенью умственной отсталости
Развитие мышления аномальных детей подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития аномальных детей [3].
При нарушении умственного развити ...