Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований

Психология » Павловская сессия » Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований

Страница 2

В-третьих, выявление и формулировка основных законов и закономерностей психической деятельности. Понимание отражательной природы психического и использование методов материалистической диалектики позволило советским психологам к концу 70-х гг. подойти к конструктивному разрешению важнейшей проблемы психологии как науки - проблеме выявления законов психического, ибо, как отмечал Ломов, "научное познание и состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отношений) между явлениями", т.е. - законов. Появление работ Божович о закономерностях формирования личности в онтогенезе, Ломова – об исследовании законов психики, А.П. Назаретяна – о месте социально-психологических законов в системе обществоведения и ряда других, способствовало росту внимания к теоретико-методологическим разработкам этой проблемы. Была не только обоснована правомерность постановки данной проблемы, но и выявлена специфика законов, открываемых в психологии. Она характеризуется тем, что психологические законы не являются жесткими и однозначными абсолютами, а выступают как законы-тенденции (когда общее для ряда психических явлений проявляется в виде тенденций; возможное и действительное не совпадают; когда любое психическое проявление человека выступает не только как актуально существующее в настоящий момент времени, но и как предпосылка возникновения нового в ближайшем будущем, что и задает вектор тенденции).

Тем самым была показана несостоятельность феноменологических, позитивистских и ряда собственно идеалистических трактовок психического. Кроме того, заложена фундаментальная основа для систематизации и обобщения многочисленных эмпирических исследований, повышения теоретической стройности и строгости психологии как науки. Конструктивность такого подхода в понимании психических законов подчеркнута в дискуссии по проблемам психических законов в "Психологическом журнале" в начале 80-х гг. (Бассин Ф.В., Генов Ф., Лебедев А.Н., Москаленко И.В.)

В-четвертых, систематизация и уточнение категориально-понятийного аппарата психологической науки. Начиная с конца 60-х гг. советские психологи последовательно проводят работу по уточнению основных общепсихологических терминов и понятий психологии. При этом даже история психологии начинает рассматриваться сквозь призму формирования и трансформации категориальной сетки психологии (категориальный анализ). Так, М.Г. Ярошевский, изучая историю психологической науки через трансформацию системы инвариант (под которыми он понимает категории) выделяет "образ", "действие", "мотив", "общение", "личность" в качестве основных понятий психологии. В 60-80-е гг. психологи раскрывают значение для психологических исследований и соотношение между собой таких категорий и понятий, как "отражение" Леонтьев А.Н., "сознание" (Шорохова Е.), "установка" (Надирашвили Ш.А., Прангишвили А.С., Узнадзе Д.Н.), "бессознательное" (Бассин Ф.В.), "общение" (Ломов Б.Ф.), "деятельность и установка" (Асмолов А.Г.), "деятельность и общение" (Ломов Б.Ф.) Кроме этого, было предложено несколько вариантов выделения системы базовых психологических категорий. Так, А.Н. Леонтьев, в качестве наиболее важных категорий для построения системы психологии как конкретной науки, выделяет "деятельность", "сознание", "личность"; К.К. Платонов в качестве общепсихологических категорий, объем которых совпадает с основной психологической категорией – "психикой" отмечает "формы психического отражения", "психические явления", "сознание", "личность", "деятельность", "развитие психики": Ломов в качестве базовых для психологической науки называет "отражение", "деятельность", "общение", "личность", "социальное", "биологическое". Показателем важной роли проблемы категорий в психологии явилось издание специального сборника на эту тему, а свидетельством успехов советских психологов в ее решении – разработка тезаурусных словарей по психологии.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Характеристика процесса обучения как целостной системы
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только проследив эту систему в ее динамике, т.е. выявив каким образом изменяется ее состав (элементы), структура (связи между ними) в соответствии с ее функциями. При этом следует помнит ...

Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения
С древних времен существуют три способа познания: религиозный (теологический), художественный, научный. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на опыте, объясненном с помощью логики. Все эти способы были в ...

Социально-психологические особенности детей с синдромом Дауна
Подчиняясь, в целом, общим закономерностям психического развития, развитие аномального ребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л.С. Выгот ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта