Преодоление трудных жизненных ситуаций обеспечивается мобилизацией личных ресурсов, которые проявляются в определенных копинг-стратегиях и когнитивных действиях. Характер этих стратегий в значительной мере зависит от личностных особенностей, жизненного опыта и других психологических факторов, которые определяют индивидуальное своеобразие процесса преодоления.
Следовательно, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.
В ходе нашего исследования у студентов трех специальностей «Психология», «Социальная работа» и «Лечебное дело» была выявлена следующая наиболее предпочитаемая копинг-стратегия: планирование решения проблемы. Все участники исследования в меньшей степени используют такой вид копинг-стратегии, как бегство-избегание. Это свидетельствует о том, что студенты в трудных жизненных ситуациях пытаются каким-либо способом урегулировать, решить их, а не прибегнуть к избеганию проблемы. Также в меньшей степени прибегают к копинг-стратегии – дистанцирование. Показывающая исследователям, что лишь некоторая часть студентов пытаются приложить когнитивные усилия, чтобы отделиться от трудной ситуации и уменьшить ее значимость. Наоборот, исследуемые используют копинг-стратегии, как планирование решения проблемы у студентов специальностей «Психология» и «Лечебное дело» и положительная переоценка у студентов специальности «Социальная работа». Это показывает нам то, что большинство студентов используют преобразующие стратегии поведения, стараются справиться с трудными жизненными ситуациями, а не отделиться от них.
Проведенное нами исследование дает практический материал для дальнейшего изучения проблемы копинг-стратегии. Тем самым создается теоретическая база для практической деятельности, направленной на дальнейшее изучение копинг-стратегий у студентов разных специальностей. Также исследование копинг-стратегий вносит существенный вклад в изучение стрессоустойчивости, а также позволяет расширить наши представления о субъектных аспектах личности.
Таким образом, цель данной курсовой работы была достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась лишь частично. В связи с тем, что выборка была у некоторых специальностей малочисленна. Мы считаем невозможным использовать полученные результаты на более широкую популяцию. Для этого необходимо дополнительное исследование.
Информация по теме:
История пенитенциарной психологии, ее методологические основы
Можно выделить несколько периодов в истории развития пенитенциарных учреждений России: первый период связан с 1917 годом, когда В.И.Ленин подписал указ о ликвидации пенитенциарных учреждений царской России, доминирующим принципом функцион ...
Эмоциональные особенности супругов и их роль в
возникновении конфликтов
Эмоциональная сторона отношений в семье по сравнению с другими социально-психологическими явлениями недостаточно изучена.
Специфической сложностью исследования эмоциональных связей между членами семьи является острота возникающих при это ...
Интертипные отношения
Анализ и рассмотрение интертипных отношений является одним из самых важных направлений в соционике. Между людьми с разными социотипами будут разные интертипные отношения, из-за различий в информационном метаболизме. Так же, типы отношений ...