Мотив сна можно встретить и в ромкане польского писателя Б.Пруса "Кукла", где его героине Изабелле снился сон о Вокульском, который явился к ней в виде чудовища с большими красными ладонями. Он подчинил себе её отца, а потом и её саму. Этот сон отражает страх Изабеллы перед Вокульским, человеком сильным и могущественным.
В младопольской драме "Свадьба" С.Выспяньского сон становится отголоском подлинных чувств, мыслей, планов. Второй акт драмы весь выдержан в рамках той концепции сна, которую можно найти в словах Хохла: "Что в душе твоей творится,/ То во сне тебе приснится" [28, c.117]. Сцены с участием неземных существ переплетаются здесь со сценами реалистичными, мистика граничит с действительностью.
У Б.Шульца сборник рассказов междувоенного двадцатилетья "Цинамоновые лавки" также связан с поэтикой сна. Шульц показывает реальность через онейричную сферу, а именно через сновидения, потому для его рассказов характерны "волнения" материи и метаморфозы, под которые подпадают и люди, и предметы. Онейричная сфера в этих рассказах связана с ретроспективным возвращением героя во времена детства. Взрослый герой-повествователь вспоминает своё детство. Ему снова становятся близки стремления и мечты маленького мальчика. Одновременно с этими воспоминаниями возникают люди, которые связаны с детством героя- рассказчика. Это отец, купец и весь традиционный мир Дрогобыча. Отец становится символом попытки освобождения от провинциальной атмосферы. Он боится всего, что ему угрожает, боится быть отличным от толпы, ему характерна деперсонализация, выражающаяся в превращении человека в манекен, бездушную и глупую куклу.
В романе "Успеть к Богу" современной писательницы Х.Краль сон выполняет функцию связи между живыми и усопшими. Соседке Анны Столинской, подруге Марка Эдельмана, проживающей в варшавском предместье "За железными воротами" (раньше там была территория гетто), во сне является комната, которая не является её: старая мебель, печь. В комнату входит девушка-еврейка. Говорит, что хочет посмотреть, как тут теперь стало. Потом она выпрыгивает с четвёртого этажа, так же, как евреи во времена восстания в гетто, когда были подожжены дома.
Итак, мотив сна - это один из важнейших и старейших мотивов в мировой литературе. Через него авторы выражают свои философские взгляды, литературную концепцию. В Библии чаще всего сновидения приравниваются к Откровению, явлению Бога, связи с ним. Библейские сновидения говорят об избранности человека. Античная литература также говорила о пророческом значении сновидений, сон — это "весточка" с Олимпа, связь с богами. В литературе барокко сон приравнивается к жизни, а жизнь — ко сну (Кальдерон "Жизнь есть сон"), что говорило о зыбкости реального мира, его иллюзорности. Традиция романтизма трактовала сон как смерть, поэтому сон становился своеобразным подходом к искусству умирания. В современной литературе сны имеют также большое значения. С помощью приёма снов автор показывает характер героя, сон является отголоском его мыслей, чувств, страхов. Сама структура современного произведения зачастую является подвластной онейросфере. Благодаря видениям, галлюцинациям, снам читателю открывается иное пространство, иная жизнь героя. С помощью снов можно связаться не только с Богом (богами), но и с потусторонним миром, что говорит о влиятельности онейросферы на художественный мир.
Информация по теме:
Проблемы межличностного общения в традициях когнитивизма
Когнитивистская ориентация в социальной психологии ведет свое начало от идей классической гештальтпсихологии, а также теории поля К. Левина. Сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить социальное ...
Общая характеристика способностей человека
В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубево ...
Расстройтсва сна
Снохождение и ночные страхи
связаны с нарушением активации и чаще всего возникают в начале ночи, когда превалируют 3-я и 4-я стадии. Оба эти расстройства обычно продолжаются всего несколько минут. Дети обычно полностью забывают эти эпизод ...