Если рассматривать Библию, в частности Старый Завет, то можно заметить, что там есть множество фрагментов, в которых описываются людские сновидения. Таким образом показывается связь Бога с человеком. Например, в Ветхом Завете упоминается сон Иакова, в котором с ним разговаривает Бог, восседающий на вершине лестницы, по которой всходили на небеса ангелы. Этот сон показывает целостность мира, его иерархичность.
Сны Иосифа оказались пророческими: "Вы слушайте, говорил он им однажды, сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу." - "Неужели ты будешь царствовать над нами" сказали ему на это братья. "Я видел, рассказывал Иосиф в присутствии отца второй свой сон, вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне." - "Что это за сон, который ты видел? заметил на это с неудовольствием отец, - неужели я. и твоя мать, и твои братья придем поклонится тебе до земли?" Впоследствии Иосиф действительно станет правителем Египта.
В Новом Завете сон выполняет функцию предостережения. Ангел приходит во сне к Иосифу и наказывает ему сбежать с Марией и Иисусом в Египет, так как царь Ирод приказал убить всех новорожденных. Жена Пилата предостерегала своего мужа, чтобы он не делал ничего плохого праведнику, так как ей приснился сон: " .Не делай ничего Праведнику Тому; потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (Матфей 27:19).
Древние греки и евреи трактовали сновидения как самый глубокий источник самопознания. Ярким примером являются сны матерей древнегреческих героев — Эдипа, Париса, Александра Македонского. Гекубе, жене Приама, короля Трои, снилось, что она родила плывущий парусник, от которого пала Троя. Тогда она была беременна Парисом. Тем временем Иокасте, жене короля Фив, приснилось, что она родит сына, который принесёт гибель Фивам. Она ждала сына — Эдипа. Задолго до теории архетипов Юнга сны считались важной частью коллективного бессознательного (уровня веры), более глубокого и старого, чем индивидуальное. Эти великие сны увековечены в такой же великой античной литературе: "Иллиаде" и "Одиссеи" Гомера и других.
В средневековой литературе сон имел также пророческое значение, но трактовался он уже совершенно иначе. В "Песне о Роланде" сон — это связь между властителями земными и небесными. Бог связывается с царём, посылая ему сны — видения. В них Он советует, что делать, даёт наказы, предостерегает от трагических происшествий, придаёт смелости.
У У.Шекспира в "Макбете" сон символизирует спокойствие и умиротворение. Макбет убивает спящего царя и тем самым теряет свой сон, своё спокойствие, его одолевает сомненье в правильности совершённого поступка.
Обратимся к польской литературе, в которой также существует множество произведений, в которых большое значение имеет мотив сна. В фрашке Я.Кохановского "Ко сну" сон учит человека искусству умирания. Во время сна душа выходит из тела и путешествует по космосу, тем временем тело, оставшееся на земле, отдыхает. Здесь сон символизирует свободу души.
В другом произведении Я.Кохановского из цикла "Трены" (Трен ХIХ, или Сон) описан кризис мировоззрения человека - отца, писателя и философа, сон становится местом встреч с умершими, именно он приносит лирическому герою помощь, облегчает боль, заботится о нём. Так, в одном из снов к герою пришла его мать с его умершим ребёнком на руках. Она просила его не переживать из-за смерти ребёнка, поскольку умерев, ребёнок избежал тех бед, которые подстерегали его на земле.
В литературе польского романтизма мотив сна проявился в третьей части "Дзядов" А.Мицкевича. Сны героев этого произведения имеют связь с событиями тех лет. Сновидения имеют символическое значение. Одной из героинь, имеющих такие сновидения, была Эва. Во время пребывания во Львове, она молилась за осуждённую польскую молодёжь, за поэта, стихи которого читала. Когда девушка заснула, то увидела виденье — Икону Божьей Матери в цветах. Мария взяла в руки венок и подала его Иисусу, который с улыбкой неожиданно обсыпал цветами Эву. Один из цветков, роза, ожила и жалуется на то, что её разделили с родной травкой (аллюзия к ссыльной и заключённой в неволи молодёжи). Сон-кошмар видел сенатор Новосильцев. Когда он заснул, его начал мучить дьявол, стоя над его кроватью. Было уже известно, что душа сенатора попадёт в ад, но перед этим его хотят помучить, наслав на него кошмарный сон. Сначала сенатору снилось, что он - приближенный царя, он заслужил ордена, деньги, все ему кланялись, прислуживали, боялись его. Неожиданно всё изменилось - царь перестал к нему благоволить. В одно мгновение сенатор, привыкший к власти, стал никем. Тот, кто ещё так недавно боялся и прислуживал ему, теперь ничего не хотели слышать, отвернулись от него. Душа Новосильцева мучилась так до рассвета, а именно до того момента, когда вернулась в тело, названного дьяволом "грязной псарней".
Информация по теме:
Варианты формирования эго-идентичности
Необходимым условием для формирования эго-идентичности последователь Э.Эриксона Дж.Марсиа, считал определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии, политики.
Дж.Марсиа определил идентичность как структуру эго, т.е. как дин ...
Психологические особенности добрачных отношений
Образование полноценной семьи — довольно сложный процесс, и вряд ли встретится такой брак, который не испытал бы кризиса в первые годы своего существования. Пожалуй, самым сложным моментом в налаживании семейной жизни является психологиче ...
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
моторика
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок.
Основная тенденция дошкольно ...