Определение основных понятий, входящих в проблему

Психология » Психологические методы воздействия на проявление агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста » Определение основных понятий, входящих в проблему

Страница 1

В психологии существует множество объяснений агрессивного поведения. Так, психоанализ, в лице 3. Фрейда видит в нем проявление Эдипова комплекса, результат подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве; необихевиоризм считает агрессивное поведение следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе «социального научения», интеракционизм — следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп; когнитивизм — результатом «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта. Существуют и откровенно биологизаторские попытки объяснить агрессивное поведение как чисто инстинктивное.

Более логичную картину агрессивного поведения, чем многие другие авторы, предлагает Э. Фромм. Агрессивное поведение, как эволюционно закрепленное, не может быть адаптивным, поэтому, по его мнению, стоит бороться только с социально опасными, мешающими приспособлению формами агрессивного поведения. Недостаток приемлемой агрессивности приводит к блокированию самоутверждения и самореализации, к слепому подчинению и ненужной жертвенности. Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Так, в состоянии физиологического аффекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и ребенок или подросток может совершить опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем.

А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии (физическая; раздражение; вербальная; косвенная направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.); негативизм).

Ю.Б. Можгинский выделяет два вида патологической агрессии — психотическую и трансформированную. Несмотря на выдвинутые психологией объяснения сущности агрессивного поведения, они оказываются неудовлетворительными в связи с тенденцией к стиранию различий между общественной сущностью человека и биологической обусловленностью поведения животных, а зачастую и откровенно идеалистической трактовкой мотивации поведения.

Для понимания происхождения конкретных проявлений агрессивного поведения необходимо установить его место в общей структуре индивидуальной и коллективной деятельности, например, показать, является ли агрессивный акт неадекватной защитной реакцией субъекта, следствием «аффекта», или же агрессивное поведение приобретает самостоятельную цель и смысл, превращаясь в особую индивидуальную или коллективную деятельность (в случаях так называемого девиантного, отклоняющегося поведения) [17].

Агрессивное поведение может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). Среди форм агрессивного поведения, встречающихся в различных источниках, выделяются следующие:

- физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица;

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Различные концепции способностей интеллекта
Как отмечает Грегори (1987 г.), существует парадокс в том, как мы думаем об интеллекте. Те, кто использует специальное знание, часто воспринимаются как интеллектуалы. Однако, те люди, которые преуспевают без специального знания, также счи ...

Социально-психологический климат в коллективе
Социально–психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на сл ...

Познание, философский подход к познавательной деятельности
Термин «теория познания» введен шотландским философом Феррером в 1854 году, но значительно ранее, по сути, разрабатывался в трудах Платона, Аристотеля и Гераклитома. Теория познания – гносеология – это раздел философии, в котором изучают ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта