Развитие теории научного познания после постпозитивизма

Психология » Развитие теории научного познания после постпозитивизма » Развитие теории научного познания после постпозитивизма

После постпозитивизма развитие эволюционной эпистемологии пошло по двум основным направлениям. Во-первых, по линии так называемой альтернативной модели эволюции (К. Уоддингтон, К. Халквег, К. Хугер и др.) и, во-вторых, по линии синергетического подхода. К. Уоддингтон и его сторонники считали, что их взгляд на эволюцию дает возможность понять, как такие высокоструктурированные системы, как живые организмы, или концептуальные системы, могут посредством управляющих воздействий самоорганизовываться и создавать устойчивый динамический порядок. В свете этого становится более убедительной аналогия между биологической и эпистемологической эволюцией, чем модели развития научного знания, опирающиеся на традиционную теорию эволюции.

Синергетический подход сегодня становится все более перспективным и распространенным, во-первых, потому, что идея самоорганизации лежит в основе прогрессивной эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем; во-вторых, она позволяет лучше учитывать воздействие социальной среды на развитие научного познания; в-третьих, такой подход свободен от малообоснованного метода «проб и ошибок» в качестве средства решения научных проблем.

В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития:

– кумулятивизм считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Абсолютизируется количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции. Развитие научного знания – простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов.

– антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания, единство прерывности и непрерывности в его развитии.

Информация по теме:

Истоки и содержание понятия "психосоматика"
Боль – главный симптом, к излечению которого стремится больной в первую очередь. Боль – защитная реакция организма, что дает сигнал для действия. Ощущение боли дают практически все органы и ткани человека. Боль может быть вызвана как объек ...

Из истории добрачного психологического консультирования
Только в самом широком смысле этого термина можно рассматривать добрачное консультирование в качестве «консультирования». Из функций консультирования в нем остаются обсуждение проблем и образовательное вмешательство, имеющее главной целью ...

Агрессивность в подростковом возрасте
Проанализировав социальную ситуацию развития подростков с помощью тех представлений об агрессии, которые были сформулированы в исследованиях психологов, мы можем убедиться, что при переходе из начальной школы в среднюю агрессивность подро ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта