Понятие адаптации

Психология » Работа психолога на этапе адаптации первоклассников к школе » Понятие адаптации

Страница 1

Понятие адаптации (приспособления) играет важную роль в разных отраслях современной науки, в том числе, в психологии. Вместе с тем, отношение к нему со стороны многих советских психологов отличается своеобразием. В прикладных областях (в медицинской психологии, в исследованиях отклоняющегося поведения) обеспечению адаптации индивида в той или иной среде и преодолению его дезадаптации уделяется немало внимания. Но при рассмотрении теоретических проблем, в особенности относящихся к психологии личности, адаптации придают либо частное значение, например, рассматривая ее как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность [25], либо вообще отрицательно отзываются о применении данного понятия, ссылаясь на узость понимания адаптации некоторыми авторами [30]. Балл Г.А. отмечает, что основания для отрицательного отношения имеются, если адаптация понимается узко, «как подчинение индивида практически независящей от него среде и при этом среда трактуется как непосредственное окружение индивида или, во всяком случае, считается весьма ограниченной в пространстве и времени»[3, 92]. Он считает, что при таком понимании адаптации это понятие не может быть использовано в роли объяснительного принципа при анализе функционирования и развития личности.

Социализация представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, который по своей структуре может быть дифференцирован применительно как к механизмам, так и к последовательности и стадиальности его протекания.

В первом случае имеются в виду те способы и средства, которые позволяют человеку усваивать социальный опыт и к числу которых относятся всевозможные механизмы – подражания, заражения, внушения, уподобления, адаптации, заимствования, руководства.

Во втором случае подразумевается основное направление, фазы и стадии самого процесса социализации человека.

Два больших аспекта, характеризующих процесс овладения человеком социального опыта:

Тот, с которым связано освоение и присвоение человеком всего богатства предметной культуры;

Тот, с которым связано освоение человеком всего богатства и многообразия человеческих общественных отношений.

В процессе освоения человеком предметного богатства общества важную роль играют такие механизмы, как изучение, внушение, адаптация, подражание, пример, заимствование [21,22].

Таким образом, адаптация является частью социализации. А социализация – это «процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в обществе и вести себя там адаптивно» [5]. Поэтому понятие адаптации следует понимать гораздо шире, чем просто приспособление к среде.

Битянова считает, что адаптация школьника рассматривается не только как процесс приспособления его к успешному функционированию в данной среде, но и как активное освоение личностью окружающего пространства, связанное с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию [7].

Некоторые авторы считают, что слово адаптация можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. С другой стороны, адаптация рассматривается как процесс приспособления человека к меняющимся условиям. И в этом случае важно видеть взаимный характер адаптации человека в той среде, с которой он вступает в регулятивные адаптационные связи в жизни [26].

Устойчивая психическая адаптация (адаптированность) – уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Критерием повышения нервно-психической устойчивости можно считать внутреннюю психическую комфортность человека, определяемую сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций.

Таким образом, можно говорить о подобном состоянии человека в среде его привычной жизнедеятельности. Понятие «устойчивая адаптация» можно считать синонимом нормы, здоровья [5, 11, 12, 20, 24, 26].

При изменении привычных условий жизни появляются факторы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на раздражители, вызванные изменением условий. Относительная дезорганизация психических функций является сигналом для включения механизма регуляции и компенсации, конечный результат действия которого – организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды.

Но представление о человеке лишь как о существе адаптирующемся ограничено и преодолевается в рамках анализа самодвижения деятельности. Этот же анализ приводит к представлению о неадаптивности как о возможно позитивном явлении. Она означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования целеустремленной системы: намерения не совпадают с деяниями, замыслы – с воплощением, побуждения к действию – с его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем заложен источник динамики деятельности, толчок для дальнейшего развития. Недостижение цели побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат богаче исходных устремлений человека, то при участии механизмов рефлексии это стимулирует не продолжение, а развитие деятельности, возможно даже в ином ключе.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Трудотерапия при олигофрении
Для психологии труда представляют интерес также исследования грубых форм психопатологии и возможности социальной реадаптации такого рода больных с помощью трудотерапии. В 70-е гг. XX в. в практике отечественных интернатов для психохронико ...

Причины возникновения конфликта
Причины, вызывающие конфликты, достаточно много и вызваны внешними и внутренними факторами Основой любого конфликта являются противоречия, возникающие в организации, а механизм функционирования этих противоречий заключен в человеке, его ...

Эмоциональные особенности супругов и их роль в возникновении конфликтов
Эмоциональная сторона отношений в семье по сравнению с другими социально-психологическими явлениями недостаточно изучена. Специфической сложностью исследования эмоциональных связей между членами семьи является острота возникающих при это ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта