Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом

Психология » Подготовка к браку и добрачное консультирование » Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом

Страница 2

Нарушение эмоциональных связей между родителями и несовершеннолетними можно констатировать и в тех случаях, когда психологические трудности несовершеннолетних не были связаны с беременностью. Эти нарушения особенно характерны для ситуаций сексуального насилия.

Информативны случаи обращения в консультацию, не связанные с беременностью или сексуальным насилием. Они раскрывают наиболее психологически сложные для несовершеннолетних ситуации общения с другим полом.

Обсуждая эти примеры, нужно отметить, что редкий подросток не имеет опыта распавшейся дружбы, безответной влюбленности, непонимания. Абсолютное большинство самостоятельно решает эти проблемы, преодолевает вызванные ими негативные эмоции, находит психологическую поддержку в своем окружении. В связи с этим не без интереса выяснить, чем отличаются подростки, которые ищут профессиональной психологической помощи.

Отметим, что информирование общественности о психологических консультациях оказывает положительное воздействие и на несовершеннолетних, они чаще самостоятельно обращаются за психологической помощью. В то же время значительная часть несовершеннолетних еще не обладает необходимой информацией. Среди обратившихся в консультацию каждый седьмой несовершеннолетний имел предварительно некоторый опыт общения с психологом (психолог был среди его родственников, в консультацию ему посоветовал обратиться учитель психологии и т. д.).

Другой важный вопрос — личностные особенности консультированных несовершеннолетних. Некоторые тенденции, обусловившие возникновение потребности в консультациях, могут быть выявлены с помощью типологии акцентуаций характера, предложенной А. Личко. Оказалось, что в консультацию из-за трудностей общения с другим полом в основном обращаются подростки истероидной (примерно 70 %) и эпилептоидной (около 15 %) акцентуации. Понятно, что в других консультационных службах распределение может быть иным, но приведенный здесь факт обращает внимание на определенную группу подростков, которым свойственны эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, неумение предвидеть последствия своих поступков, повышенная внушаемость. В еще большей степени консультированные подростки выделяются по своим социально-психологическим характеристикам. Их объединяет неумение интегрироваться в группы сверстников и отчуждение в семье. Оба эти свойства могут проявляться различно. Неблагополучие в семье может варьировать от эмоционально холодных отношений до открытой враждебности. Изоляция от сверстников тоже может быть ярко выраженной (подростка третируют, он является объектом насмешек и т. п.) или у него «просто» нет друзей. Исследование данных свойств какими-нибудь стандартизированными методиками может их и не зафиксировать. Хотя субъективно ситуация эмоциональной изоляции очень часто переживается, а типичным ее выражением становится чувство небезопасности, истоки этого чувства не всегда известны и во многих случаях связаны с нестабильными отношениями между родителями, разводом. Подростки, чувствуя себя небезопасно, ищут опеки и эмоциональной стабильности в отношениях с человеком другого пола, хотя сами редко когда способны на зрелые чувства и ответственность. Кроме того, их требования к другу (подруге) часто недостаточно конкретны, им трудно понять и выразить свои пожелания. Подобные обстоятельства не способствуют возникновению крепкой и постоянной связи. А так как потребность в ней была высокой, конфликт с другом (подругой) нередко заметно отражается на поведении подростков, например, они бросают школу, перестают контролировать питание (едят или слишком много или слишком мало и т. д.). Свое эмоциональное состояние эти подростки описывали как чувство пустоты, бессмысленности, тоски.

Поведение окружающих в таких случаях часто способствовало усилению кризиса. Мало и эмоционально бедно общающиеся с родителями, отвергнутые сверстниками подростки наказывались за «капризы», их высмеивали. Такое воздействие давало негативный результат, усиливало кризис. Важно отметить, что и доброжелательная помощь иногда оказывалась неэффективной или даже вредной. Обычно это случалось, когда взрослые пробовали восстановить дружбу подростков.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Умения и навыки
Осуществляя деятельность, человек взаимодействует с предметным миром: предметные ситуации создаются, преобразовываются, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуаци ...

Самоопределение
Самоопределение важный этап саморазвития человека. Под тем как мы понимаем «себя» кроется наш уровень развития. "Кто я?" Этот вопрос, волновавший человечество, вероятно, еще на заре цивилизации, и сегодня продолжает оставаться ...

Оперантное научение Берреса Фредерика Скиннера
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека как производными ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта