Соционика – наука или социопрактика

Психология » Особенности взаимодействия людей с разными соционическими типами » Соционика – наука или социопрактика

Приступая к рассмотрению взаимодействия людей, необходимо, в первую очередь, понять, что же такое соционика.

Одно из самых распространенных определений соционики говорит, что соционика – это учение об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром, в том числе и с другими людьми.

Соционика во многом построена на исследованиях австрийского психолога Карла Густава Юнга и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме, а позднее, в 70-х годах, ее принципы были во многом сформированы литовской исследовательницей Аушрей Аугустинавичюте (Aušra Augustinavičiūtė), которая и предложила термин «соционика», происходящего от одного из терминов теории, социон (от лат. societas - общество). Под информационным метаболизмом в соционике понимают процесс восприятия, выборки и обработки психикой информации об окружающей среде и происходящих в нёй процессах. Подход соционики к анализу человеческой психики заключается в построении модели информационного метаболизма, анализе свойств 16 возможных типов информационного метаболизма, которые обуславливаются моделью (называемых социотипами, психотипами или ТИМ), и сопоставления этих свойств с проявлениями психики человека. Одним из основных направлений соционики является исследование влияния психотипа на взаимодействия людей.

С момента изобретения соционики, ученые ведут споры, относить ли ее к наукам или все-таки к социопрактикам. Как наука соционика ставит целью изучение и анализ человеческой психики, как социопрактика – предназначена для регулирования взаимоотношений людей. Аушра Аугустинавичюте, например, считала, что оба эти аспекта одинаково важны, многие ученные сейчас склоняются к такому же мнению, однако есть и те, которые выбирают какую-то одну точку зрения, и те, кто вообще не признают соционику ни наукой, ни социопрактикой. По моему мнению, соционику можно считать как наукой, так и социопрактикой, так как эти аспекты независимы. Для научности не важна широта ее практического применения, а для практического применения практически не важна степень научности.

Если рассматривать соционику как науку, важно отметить, что, по сути, на данный момент она является скорее набором гипотез, чем самостоятельной наукой. Наука, прежде всего, строится на фактах, а многие из гипотез соционики либо совсем не имеют фактического подтверждения, основанного на экспериментах, либо имеют слабое обоснование. Скорее всего, в первую очередь это вызвано тем, что соционика начала развиваться относительно недавно, и, вероятнее всего, со временем она получит большее распространение, и многие гипотезы будут доказаны и обоснованы.

Рассматривая соционику в качестве социопрактики, необходимо учитывать, что данное учение, в отличие от многих психологических наук, предполагает обширное практическое применение, по возможности как можно более широкое, для обеспечения комфортного взаимодействия людей для обеспечения наиболее высоких результатов в совместной деятельности. Сейчас соционика, именно как практика, широко распространена в России, Уркаине и Прибалтике. К началу 2011 года в русскоязычном секторе Интернета насчитывалось около одного миллиона страниц, так или иначе связанных с соционикой. К тому же, сейчас появляются не только курсы по изучению соционике, но и школы, как, например, в школе прикладной соционики специалиста Е. Удаловой.

Сложно точно сказать, чем на данный момент является соционика, наукой, социопрактикой или учением, но несомненно, что она будет только развиваться, как одна из перспективных ветвей психологии.

Информация по теме:

Ценности и ценностные ориентации как смыслообразующие мотивы ментальности личности и ее потребностей
Система ценностей – это совокупность материальных или идеальных предметов, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В данной трактовке можно представить многочисленные ...

Теория ролей в психологии
В социальной психологии теорию ролей разрабатывали Дж. Мид, Я. Морено, Р. Линтон. Под влиянием Мида в социальной психологии возникла школа так называемого символического интеракционизма в рамках которой стали рассматриваться ролевые теор ...

Характеристика сущности и содержания процессов памяти в психолого-педагогической литературе
Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей по ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта