При работе по профилактике нарциссического поведения подростков в обязанности социального педагога входит:
1. обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе профилактической работы;
2. изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность подростка, его интересы, потребности;
3. организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества подростков и взрослых;
4. содействие подросткам и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение появления нарциссического поведения.
Социальный педагог в своей деятельности по профилактике нарциссического поведения подростков должен руководствоваться следующей документацией:
· тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав подростка;
· должностная инструкция;
· перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;
· циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;
· график тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения;
· проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;
· документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов подростками, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением подростков; действий и результатов преодоления нарушений;
· учет обращений родителей, учителей, подростков и разрешение поставленных ими проблем;
· данные по изучению социального состава семей, социального портрета подростка, класса, школы, социальных ожиданий родителей, подростков, педагогов, как субъектов образовательного процесса;
· методические рекомендации для родителей;
· методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем профилактики нарциссического поведения подростков и снятию конфликтов в межличностных отношениях;
· систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем. [26]
Индивидуальный подход социального педагога к профилактической работе с подростками основывается на знании общего для всех воспитанников этого возраста – необходимости формирования отношения к себе, как к отдельной самостоятельной личности. Педагог оказывает помощь подросткам в виде индивидуальных путей выражения и утверждения себя.
Вообще на формирование личности подростка ведущее влияние оказывают специальные факторы (изменения учебной деятельности, общение, изменение положения в семье).
Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте специалист схематично представляет следующим образом. Начало полового созревания, которое влияет на центральную нервную систему; бурное физическое развитие, повышающие активность подростков и ощущения у них взрослости, самостоятельности. Но у них еще отсутствует внутренняя уверенность в своей личности, которая толкает подростков на неосознанные поступки. И именно в этом отношении им помогает социальный педагог. Он находит к каждому подростку определенный подход для выявления его потребностей, интересов. Социальный педагог, работая с подростками нарциссического поведения, сначала составляет карточки на них, затем проводит беседы с их родителями, а потом занимается самими подростками. Он проводит с ними беседы, читает лекции, устраивает мероприятия, создает условия для отдыха подростков, направленные на формирование самосознания, отношения к себе как к отдельной, самостоятельной личности.
Информация по теме:
Некоторые другие ветви прикладной психологии
Психология взаимодействия с окружающей средой существует в качестве самостоятельного подразделения прикладной психологии в зарубежных научных школах более 30 лет. Главным стимулом к ее возникновению стало осознание серьезных экологических ...
Проблемы межличностного общения в традициях когнитивизма
Когнитивистская ориентация в социальной психологии ведет свое начало от идей классической гештальтпсихологии, а также теории поля К. Левина. Сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить социальное ...
Становление границ как способ осмыслить наше восприятие
Поскольку каждый уровень спектра представляет собой последовательное ограничивание и сужение пределов сознания единения, исследование появления этих границ нужно будет начать с самого начала, с первопричины, с первой границы как таковой. ...