При работе по профилактике нарциссического поведения подростков в обязанности социального педагога входит:
1. обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе профилактической работы;
2. изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность подростка, его интересы, потребности;
3. организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества подростков и взрослых;
4. содействие подросткам и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение появления нарциссического поведения.
Социальный педагог в своей деятельности по профилактике нарциссического поведения подростков должен руководствоваться следующей документацией:
· тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав подростка;
· должностная инструкция;
· перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;
· циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;
· график тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения;
· проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;
· документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов подростками, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением подростков; действий и результатов преодоления нарушений;
· учет обращений родителей, учителей, подростков и разрешение поставленных ими проблем;
· данные по изучению социального состава семей, социального портрета подростка, класса, школы, социальных ожиданий родителей, подростков, педагогов, как субъектов образовательного процесса;
· методические рекомендации для родителей;
· методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем профилактики нарциссического поведения подростков и снятию конфликтов в межличностных отношениях;
· систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем. [26]
Индивидуальный подход социального педагога к профилактической работе с подростками основывается на знании общего для всех воспитанников этого возраста – необходимости формирования отношения к себе, как к отдельной самостоятельной личности. Педагог оказывает помощь подросткам в виде индивидуальных путей выражения и утверждения себя.
Вообще на формирование личности подростка ведущее влияние оказывают специальные факторы (изменения учебной деятельности, общение, изменение положения в семье).
Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте специалист схематично представляет следующим образом. Начало полового созревания, которое влияет на центральную нервную систему; бурное физическое развитие, повышающие активность подростков и ощущения у них взрослости, самостоятельности. Но у них еще отсутствует внутренняя уверенность в своей личности, которая толкает подростков на неосознанные поступки. И именно в этом отношении им помогает социальный педагог. Он находит к каждому подростку определенный подход для выявления его потребностей, интересов. Социальный педагог, работая с подростками нарциссического поведения, сначала составляет карточки на них, затем проводит беседы с их родителями, а потом занимается самими подростками. Он проводит с ними беседы, читает лекции, устраивает мероприятия, создает условия для отдыха подростков, направленные на формирование самосознания, отношения к себе как к отдельной, самостоятельной личности.
Информация по теме:
Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для раз ...
Патохарактерологический тип девиантного поведения
Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) ...
Причины супружеских конфликтов
Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских конфликтов, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенны ...